Отчего дети мало читают?
Наверное,
все мы сейчас чрезвычайно озабочены проблемой чтения в школе. Почему многие
дети неохотно и мало читают, почему родители жалуются, что ребенка трудно
усадить за книжку, хотя он с удовольствием слушает, когда ему читают?
Методисты
быстро нашли причины: учителя не умеют работать по нужным методикам. Учителя
тоже нашли причины: дети не хотят читать, потому что совсем отбились от рук;
семья не занимается воспитанием, читать не заставляет, да и дети стали
совершенно другими. Я тоже решил не отставать от моды и отправился на поиски
причин.
Для
начала я попытался ответить себе на следующие вопросы: а нужно ли читать
книги; достаточно ли только уметь читать?
Читать
необходимо, потому что жизнь требует разума, зоркости и постоянного
самообразования с обстоятельствами, а лучше чтения в вопросе организации умственной деятельности человечество ничего
не придумало.
Чтение
– это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь
окружающий мир. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и
самого себя. Чем раньше ребенок возьмёт в руки «свою» книжку, тем быстрее
процесс чтения превратится в
осмысление и переживание. Книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на
всю жизнь и влияет на последующее её развитие.
То,
что книга сыграла огромную роль в развитии человечества, общеизвестно. Только
почему-то в последнее время мы стали забывать об этом. Превратившись в страну
с рыночной экономикой, мы вдруг утратили статус самой читающей в мире страны, и перешли на довольно низкий уровень знания и чтения
книг. По данным последних исследований
(3 - 5 классы) оказалось, что детей, которые любят читать и знают
книги, менее 3%. Сейчас в магазинах появилось много хорошо оформленных и достойных по
содержанию детских книг. Их выбор огромен, но дети от этого не стали читать
больше и лучше.
Раздумывая
над тем, почему дети почти не читают так называемую «серьёзную» литературу,
пришел к выводу, что причина в раннем, не книжном детстве, в возрасте от 4 до
8 лет, когда по-настоящему ребенок должен быть окружен сказочным
четырехмерием, но, оказывается,
окружен лишь событиями, носящими простой и одномерный эмоциональный смысл:
окриками, приказами. А мы, взрослые, сознательно изгоняем из нашей жизни
эмоции, как излишний груз с падающего аэростата.
Серьезная
литература отличается совсем не
сложностью, а наличием эмоций, к переживанию которых ребенок оказывается не
готов при вступлении в «книжный» возраст. И поэтому он боится этих книг,
боится открывать их, потому что это либо страшно, так как там неизведанное, а
незнакомая эмоция вызывает страх, либо совсем скучно, потому что ничего не
понятно.
Нужно окунуться в это
четырехмерие, чтобы полюбить те слезы, о которых сказал поэт: «Над вымыслом
слезами обольюсь», чтобы стремиться к таким слезам, не беречь душу. А другой
поэт сказал о душе: «А чего с ней церемониться? Чего ее беречь?». Искусство
слез хорошо постигается в детстве, когда душа пластична, а глаз не замутнен,
и гораздо труднее постигается позже. И, как утверждает известный
нейрофизиолог Тамара Петровна Хризман, особенно нужно позаботиться о
мальчиках, у которых эмоциональная сфера более тонкая, более ранимая и в
заброшенном состоянии гораздо более склонная к негативным и разрушительным
реакциям. Где оно – мое четырехмерие?..
Мы ханжески горюем по
поводу того, что дети перестают читать, но каждый из нас вносит свою лепту в
этот процесс. Кто-то подсчитал, что успевающий ученик сегодня тратит на учебу
столько времени и сил, сколько работающий на двух работах взрослый. Часы
досуга, которые ребенок мог бы посвятить общению с хорошей книгой, неумолимо
сокращаются. Школьников буквально душит обязательное чтение. Даже по
физкультуре ребенка заставляют писать трактаты с длинным списком штудируемой
литературы. Это верный путь привить глубокое отвращение к книге буквально с
первого класса.
Современный читатель в
условиях господства телевидения, Интернета, радио и кино потерял интерес к
чтению книг. Если ребенку скучно, у него есть компьютерные игры или игры -
приставки. Если надо прочитать какое-то произведение, можно просто включить
видео и посмотреть на кассете. А почему так происходит? В магазинах много
хороших красивых книг, но они дороги. Помню, нас всегда выручали библиотеки.
Но сегодня они оказались в самом центре социальных, экономических, культурных
проблем. Например, в обществе растет престиж хорошего образования,
качественных знаний, но школьник и студент зачастую не находят в наших
библиотеках нужной для учебы книги, поскольку фонды пополняются из рук вон
плохо. Во многих сельских библиотеках по причине бедности новинок не видели с
80-х годов. Библиотекари, чтобы привлечь читателей, устраивают выставки,
музыкальные салоны, спектакли разыгрывают, а книги уходят на второй план. В
читальных залах больше поют и танцуют, вытесняя тем самым детей, которые
пришли сюда почитать. Понятно, что виноваты в этом не библиотекари, а те, кто
все последние годы обрекал на голодный паек хранилища мудрости и знаний.
И еще один соперник книги -
телевидение. Хорошую книгу, восприятие и освоение которой связанно с
интеллектуальным и эмоциональным напряжением, вытесняет из жизни растущего
человека телепередача, эстрадная музыка, поглощаемая пассивно, механически.
Большинство передач и рассчитано именно на то, чтобы просто занять время,
«захватить» зрителя в плен спортивных состязаний, броских реклам, эротических
сцен. Все эти явления связаны с коммерцией, но ничего не имеют общего с
искусством. Дети постоянно подвержены воздействию пропаганды, восхваляющей
насилие, аморальность и анархию в обществе. Телевидение должно быть не
соперником, а верным, прочным и сильным союзником, который, как книга,
обеспечивает интерес к большому искусству, воспитывает художественный вкус.
Вспомните, была такая передача «В гостях у сказки». Добрая тетя Валя
показывала не только фильмы и мультики, но и красочные глянцевые обложки
малодоступных тогда рядовому гражданину изданий. Немаловажно и то, что в
передаче показывали рисунки и зачитывали письма детей. Это делало ребенка
участником своеобразной игры «нарисуй
то, что прочитал, и твою работу покажут по телевизору». «Гарри Поттер»
не лучше и не хуже многих детских книг. Не будь у него агрессивной и,
безусловно, очень талантливой рекламы, создавшей своеобразную моду, его тоже
не читали бы. А другие книги, какими бы хорошими они ни были, покупать не
будут, потому что их никто не рекламирует.
Думаю, если сейчас начать грамотно «раскручивать» книги того же
Носова, то и за его рассказами будут
выстраиваться очереди.
Как известно, дети
сознательно и подсознательно копируют поведение взрослых, в частности, своих
родителей. Если они видят, что мама и папа в свободную минуту читают книги,
они тоже будут читать, и рано или поздно у них появится вкус к чтению. А если
мама и папа умеют только смотреть телевизор, чтение станет для их чад
непосильным, а главное, непонятным занятием, которое ничего, кроме
отвращения, вызывать не будет. В этом случае прав профессор Богачев, который
сказал, что наши маленькие «обезьянки» бессознательно срисуют с нас привычку
читать книги.
К счастью, и социум, и государство
поворачиваются лицом к этой проблеме. Спохватились, что без призора
подрастает уже не одно поколение, вскормленное поп - культурой и считающее
главным вопросом бытия только один: «Кто пойдет за «Клинским»?». Результаты
будут аукаться нам не одно десятилетие.
Человечество
идет вперед. Конечно, нельзя отставать от научно-технического прогресса. Мы
получаем информацию, интересующую нас, из различных источников, но главным
источником была и остается книга. Пусть книга будет нам, взрослым - учителям,
родителям - доброй опорой, с помощью которой мы поведем малышей в светлый мир
честных людей.
|
воскресенье, 13 мая 2012 г.
Отчего дети мало читают?
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий