воскресенье, 13 мая 2012 г.

Отчего дети мало читают?

 
Отчего дети мало читают?
Наверное, все мы сейчас чрезвычайно озабочены проблемой чтения в школе. Почему многие дети неохотно и мало читают, почему родители жалуются, что ребенка трудно усадить за книжку, хотя он с удовольствием слушает, когда ему читают?
Методисты быстро нашли причины: учителя не умеют работать по нужным методикам. Учителя тоже нашли причины: дети не хотят читать, потому что совсем отбились от рук; семья не занимается воспитанием, читать не заставляет, да и дети стали совершенно другими. Я тоже решил не отставать от моды и отправился на поиски причин.
Для начала я попытался ответить себе на следующие вопросы: а нужно ли читать книги; достаточно ли только уметь читать?
Читать необходимо, потому что жизнь требует разума, зоркости и постоянного самообразования с обстоятельствами, а лучше чтения в вопросе организации  умственной деятельности человечество ничего не придумало.
Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чем раньше ребенок возьмёт в руки «свою» книжку, тем быстрее процесс чтения превратится  в осмысление и переживание. Книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее её развитие. 
То, что книга сыграла огромную роль в развитии человечества, общеизвестно. Только почему-то в последнее время мы стали забывать об этом. Превратившись в страну с рыночной экономикой, мы вдруг утратили статус самой читающей  в мире страны, и перешли  на довольно низкий уровень знания и чтения книг. По данным последних исследований  (3 - 5 классы) оказалось, что детей, которые любят читать и знают книги, менее 3%. Сейчас в магазинах появилось много  хорошо оформленных и достойных по содержанию детских книг. Их выбор огромен, но дети от этого не стали читать больше и лучше.
Раздумывая над тем, почему дети почти не читают так называемую «серьёзную» литературу, пришел к выводу, что причина в раннем, не книжном детстве, в возрасте от 4 до 8 лет, когда по-настоящему ребенок должен быть окружен сказочным четырехмерием, но, оказывается,  окружен лишь событиями, носящими простой и одномерный эмоциональный смысл: окриками, приказами. А мы, взрослые, сознательно изгоняем из нашей жизни эмоции, как излишний груз с падающего аэростата.
Серьезная литература  отличается совсем не сложностью, а наличием эмоций, к переживанию которых ребенок оказывается не готов при вступлении в «книжный» возраст. И поэтому он боится этих книг, боится открывать их, потому что это либо страшно, так как там неизведанное, а незнакомая эмоция вызывает страх, либо совсем скучно, потому что ничего не понятно.
Нужно окунуться в это четырехмерие, чтобы полюбить те слезы, о которых сказал поэт: «Над вымыслом слезами обольюсь», чтобы стремиться к таким слезам, не беречь душу. А другой поэт сказал о душе: «А чего с ней церемониться? Чего ее беречь?». Искусство слез хорошо постигается в детстве, когда душа пластична, а глаз не замутнен, и гораздо труднее постигается позже. И, как утверждает известный нейрофизиолог Тамара Петровна Хризман, особенно нужно позаботиться о мальчиках, у которых эмоциональная сфера более тонкая, более ранимая и в заброшенном состоянии гораздо более склонная к негативным и разрушительным реакциям. Где оно – мое четырехмерие?..
Мы ханжески горюем по поводу того, что дети перестают читать, но каждый из нас вносит свою лепту в этот процесс. Кто-то подсчитал, что успевающий ученик сегодня тратит на учебу столько времени и сил, сколько работающий на двух работах взрослый. Часы досуга, которые ребенок мог бы посвятить общению с хорошей книгой, неумолимо сокращаются. Школьников буквально душит обязательное чтение. Даже по физкультуре ребенка заставляют писать трактаты с длинным списком штудируемой литературы. Это верный путь привить глубокое отвращение к книге буквально с первого класса.
Современный читатель в условиях господства телевидения, Интернета, радио и кино потерял интерес к чтению книг. Если ребенку скучно, у него есть компьютерные игры или игры - приставки. Если надо прочитать какое-то произведение, можно просто включить видео и посмотреть на кассете. А почему так происходит? В магазинах много хороших красивых книг, но они дороги. Помню, нас всегда выручали библиотеки. Но сегодня они оказались в самом центре социальных, экономических, культурных проблем. Например, в обществе растет престиж хорошего образования, качественных знаний, но школьник и студент зачастую не находят в наших библиотеках нужной для учебы книги, поскольку фонды пополняются из рук вон плохо. Во многих сельских библиотеках по причине бедности новинок не видели с 80-х годов. Библиотекари, чтобы привлечь читателей, устраивают выставки, музыкальные салоны, спектакли разыгрывают, а книги уходят на второй план. В читальных залах больше поют и танцуют, вытесняя тем самым детей, которые пришли сюда почитать. Понятно, что виноваты в этом не библиотекари, а те, кто все последние годы обрекал на голодный паек хранилища мудрости и знаний.
И еще один соперник книги - телевидение. Хорошую книгу, восприятие и освоение которой связанно с интеллектуальным и эмоциональным напряжением, вытесняет из жизни растущего человека телепередача, эстрадная музыка, поглощаемая пассивно, механически. Большинство передач и рассчитано именно на то, чтобы просто занять время, «захватить» зрителя в плен спортивных состязаний, броских реклам, эротических сцен. Все эти явления связаны с коммерцией, но ничего не имеют общего с искусством. Дети постоянно подвержены воздействию пропаганды, восхваляющей насилие, аморальность и анархию в обществе. Телевидение должно быть не соперником, а верным, прочным и сильным союзником, который, как книга, обеспечивает интерес к большому искусству, воспитывает художественный вкус. Вспомните, была такая передача «В гостях у сказки». Добрая тетя Валя показывала не только фильмы и мультики, но и красочные глянцевые обложки малодоступных тогда рядовому гражданину изданий. Немаловажно и то, что в передаче показывали рисунки и зачитывали письма детей. Это делало ребенка участником своеобразной игры «нарисуй  то, что прочитал, и твою работу покажут по телевизору». «Гарри Поттер» не лучше и не хуже многих детских книг. Не будь у него агрессивной и, безусловно, очень талантливой рекламы, создавшей своеобразную моду, его тоже не читали бы. А другие книги, какими бы хорошими они ни были, покупать не будут, потому что их никто не рекламирует.  Думаю, если сейчас начать грамотно «раскручивать» книги того же Носова, то и за его рассказами  будут выстраиваться очереди.
Как известно, дети сознательно и подсознательно копируют поведение взрослых, в частности, своих родителей. Если они видят, что мама и папа в свободную минуту читают книги, они тоже будут читать, и рано или поздно у них появится вкус к чтению. А если мама и папа умеют только смотреть телевизор, чтение станет для их чад непосильным, а главное, непонятным занятием, которое ничего, кроме отвращения, вызывать не будет. В этом случае прав профессор Богачев, который сказал, что наши маленькие «обезьянки» бессознательно срисуют с нас привычку читать книги.
К счастью, и социум, и государство поворачиваются лицом к этой проблеме. Спохватились, что без призора подрастает уже не одно поколение, вскормленное поп - культурой и считающее главным вопросом бытия только один: «Кто пойдет за «Клинским»?». Результаты будут аукаться нам не одно десятилетие.
Человечество идет вперед. Конечно, нельзя отставать от научно-технического прогресса. Мы получаем информацию, интересующую нас, из различных источников, но главным источником была и остается книга. Пусть книга будет нам, взрослым - учителям, родителям - доброй опорой, с помощью которой мы поведем малышей в светлый мир честных людей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий